Статьи 25 ноября 2024, 01:11
Дмитрий Румянцев Маркетолог, создатель и ведущий сообщества по практическому интернет-маркетингу

Топ-8 причин, почему рынок онлайн-образования падает

Хочу развить один из своих постов, чтобы была более понятна моя позиция. Я считаю, что рынок онлайн-образования в России падает. Если не падает, то больше не растёт и находится в стагнации. Хотя я лично более скептичен.

Топ-9 причин, почему рынок онлайн-образования падает

Причины следующие:

1. Рассрочки больше не выдают в прежних объёмах

Во-первых, у людей уже набрано куча кредитов. Во-вторых, из-за ставки дико выросли проценты. В-третьих, банки стали гораздо серьёзнее проверять людей. Но рассрочки были двигателем всего онлайн-образования и в том числе высоких чеков. Больше этого двигателя нет.

2. Трафик сильно подорожал

Более того — сузился по количеству источников. Что у нас есть для того, чтобы крутить объёмы? Яндекс, где доля мусорного трафика за последние полгода выросла в разы. ВКонтакте, где осталось 50 млн пользователей максимум. TG ADS, где нет ничего, чтобы получать объёмы, если ты не находишься в нише «для всех». Посевы и закуп у блогеров, где чтобы найти нормальный канал/блог нужно просеять буквально тысячи проектов. Профи с этим могут справиться, но новички, которые всегда составляют основу рынка, ломаются при первых трудностях. Это вам не Нельзяграм.

3. Рост зарплат просто дикий

И он очень часто не соответствует компетенциям. Люди хотят каких-то нереальных денег за новичковый уровень. Их можно понять. Если курьер получает 100к+, а на заводах платят 150-200к+, то почему нет? Да, это скучно, но есть же такие зарплаты. Но фишка в том, что в онлайн-школах больше всего денег жрёт маркетинг и ФОТ. И если ФОТ начинает расти такими темпами, то рентабельность летит в одно место. Надо повышать цены на курсы, но… смотрим пункт первый.

4. После посадки Аяза и К многие новички поняли, что на рынке онлайн-образования всё не так просто

Что можно легко попасть под статью. И хоть процесс очищения рынка — это правильный вектор, но для людей, которые в этом ничего не шарят, это лишние риски. Спрашивается, зачем мне делать тогда своё обучение, когда я могу пойти в найм, получать приличные деньги и не рисковать вообще.

5. После посадки Аяза и К резко пошли на убыль завышенные обещания

А если нет завышенных обещаний и прочей халявы (легко, просто, быстро и много денег), то широкая аудитория обращает меньше внимания на нишу. Я не говорю, хорошо это или плохо (по мне хорошо, когда ниша осознанна), но факт остаётся фактом. Новички теперь сломя голову не ломятся в инфобиз и онлайн-образование. Следовательно, приходит меньше игроков, которые покупают продукты.

6. Если вы работаете в нише новых удалённых профессий, которые тащили рынок вперёд, то выросла конкуренция со стороны профессий традиционных

Раньше, чтобы убедить человека не работать курьером или шахтёром, не нужно было прикладывать особых усилий. Было очевидно, что новые профессии интереснее, дают больше свободы и т.д. Следовательно, учиться им выгодно. Теперь же это далеко не так. Зачем мне менять работу на заводе на администратора соцсетей или создателя сайтов, когда мне на заводе платят в три раза больше?

7. Наставники наставников, которые на последнем издыхании двигали внимание к рынку, рухнули одномоментно

Все поняли, что взятые обязательства надо выполнять. Что индивидуальная работа — это ОЧЕНЬ сложно и надо обладать серьёзными не только хард скиллами, но и софт скиллами. Что, продав один раз работу на миллион, ты потом весь год будешь с этим жить. Ну и возвращаемся к пункту 1. Нечем платить.

8. Крупные игроки не спят и за счёт огромных ресурсов и инвестиций постепенно отжимают долю рынка у мелких школ

Сопротивляться им могут только люди с раскаченным личным брендом. Но из-за причин выше даже личный бренд уже работает не так эффективно, как раньше. Зарплату надо платить независимо от твоей популярности.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!