Интервью Алексея Кумачева с Дмитрием Румянцевым для издания Деловой Петербург о том, как устроен рынок интернет-рекламы и сколько зарабатывает SMM-специалист // сентябрь 2019
Какие соцсети считаются самыми полезными для российских предпринимателей, почему метод «сарафанного радио» практически перестал работать и каким образом нужно прогревать аудиторию для увеличения продаж в интернете. Об этом в интервью dp.ru рассказал организатор конференции «Суровый питерский SMM» Дмитрий Румянцев.
Два гиганта
На какие социальные сети и мессенджеры стоить обратить внимание российскому бизнесу, чтобы активно продвигать и развивать свой бренд, а также увеличивать продажи?
— Сейчас две самые большие и крупные сети, где имеет смысл работать, — это «ВКонтакте» и Instagram*. В них больше всего массовой аудитории: там могут работать практически любые сферы бизнеса.
Я объехал десятки российских городов, разговаривал со множеством людей и предпринимателями — почти все они сейчас сидят в Instagram*. Социальная сеть очень сильно растет, я думаю, что за 2020 год она сравняется с «ВКонтакте». Вопрос только в том, кто из них победит.
Еще можно пойти на YouTube, если есть ресурсы. Он сильно растет в мире и в России. Это по факту уже соцсеть. Видео очень сильно прогревает целевую аудиторию, и эффективность может быть высокой. Единственный минус — дорого. Нужны ресурсы на видеопродакшен.
В некоторых случаях имеет смысл зайти в Facebook**, но он маленький по сравнению с Instagram* и «ВКонтакте». Сейчас это такой аналог LinkedIn, такая профессиональная соцсеть, где можно неплохо работать с B2B-аудиторией, но я бы не стал там сейчас заводить никаких бизнес-страниц, потому что очень маленькая аудитория и сильно урезан охват. Алгоритмы Facebook** лучше ранжируют контент от личных страниц, и основная экосистема сейчас строится вокруг них. Если трезво смотреть на бизнес, который есть в России, то понятно, что YouTube и Facebook** нужны не всем.
Определенным видам бизнеса стоит идти в Telegram. Как показывает практика, в «телеге» успешен тот бизнес, который может привлекать пользователей контентом. Именно поэтому в Telegram распространены авторские каналы и СМИ.
В чем разница интернет-площадок по цене размещения рекламы и продвижения компании?
— В Instagram* подписчик стоит от 15 до 30 рублей с таргетированной рекламы, «ВКонтакте» примерно такие же цифры, если уметь эту рекламу делать. Иногда бывает сильно дешевле, иногда бывает сильно дороже, в зависимости от индустрии и ниши. В Instagram* пока выше охват: если мы набрали 10 тыс. подписчиков в Instagram* и 10 тыс. подписчиков «ВКонтакте», то среди подписчиков в Instagram* наш контент могут видеть 50-70%, а «ВКонтакте» всего 10-20%. При этом соцсеть «ВКонтакте» может добавлять виральный охват из раздела «рекомендации», но публикации показываются не подписчикам, а «холодной» аудитории.
«ВКонтакте» в какое-то время трафик можно было получить на коммерческих нишах по 2-4 рубля, сейчас это тоже можно делать, но это почти недостижимая цифра в конкурентных регионах. С 2012 года цена за трафик в Москве и Петербурге выросла в 2 раза.
YouTube в плане привлечения подписчиков самый дорогой. Средняя цена там начинается от 50 до 100 рублей за человека, если мы используем официальную рекламу. Дешевые подписчики приходят только органически. А это сильно зависит от уровня и тематики контента. На YouTube лучше всего расходится развлекательный контент, а специализированный и коммерческий распространяется гораздо хуже.
Помогают ли бизнесу «Яндекс.Директ» и Google AdWords привлекать новых клиентов? И выгоднее ли это, чем делать рекламу в соцсетях?
— Конечно, эти средства помогают, но все зависит от ниши. «Яндекс.Директ» и Google AdWords — это привлечение «горячих» людей, близких к покупке. Когда человек ищет в поиске: «купить ноутбук», значит, у него есть желание его приобрести. А когда ты работаешь с соцсетями, то ты ловишь людей, не зная, хотят они сейчас ноутбук купить или нет. Поэтому аудитория соцсетей всегда холоднее, чем поисковая, но переход в «Директе» может стоить как 100-200-500 рублей, так и 5-10 рублей — это сильно зависит от индустрии. Многие рынки все больше перегреваются.
Средняя конверсия сайта — это 2%, это хороший показатель. 98% аудитории не покупают, они просто заходят на сайт и смотрят. Если бы эти 98% превращались в подписчиков условного аккаунта в Instagram* или паблика «ВКонтакте», то этой аудитории можно было снова и снова напоминать о себе и продавать услугу или товары. Когда мы объединяем людей в сообщество, то конверсия становится гораздо выше. Если уметь находить целевую аудиторию и предлагать то, что нужно им, то продать в интернете можно все.
Как можно оценить рынок интернет-рекламы в России? Какие наблюдаются тенденции?
— Он активно растет, интернет-реклама уже везде — социальные сети обошли по охвату ТВ. Все, кто сейчас не в интернете, потеряли очень много. Надеяться на офлайн — это бессмысленно. Продвижение в офлайне актуально для бизнесов, которые стоят «на проходняке» или близко к дому. Например, если у меня парикмахерская, то, какую бы рекламу я ни делал, она проиграет тому салону, который будет рядом с домом. Ресторанам тоже очень тяжело привлечь людей, когда они находятся не на проходных местах.
«Сарафанное радио» больше не работает, устойчивую систему на этом практически невозможно построить. Любой маркетолог сейчас не может обойтись без соцсетей.
При этом рынок интернет-рекламы может упереться только в количество людей, которое есть в интернете. Когда вся русскоязычная аудитория будет в сети, то рекламный рынок начнет стагнировать. Внимание пользователей начнет перераспределяться от одних каналов к другим. Появятся новые площадки или старые дадут какие-то преимущества, тогда начнется конкуренция между источниками трафика.
С ноутбуком, но не на пляже
Хороший SMM-специалист в России — частое явление?
— Качественных специалистов, как всегда, мало, но их мало везде. Это обычный рынок, как в других индустриях. Есть спецы высокого класса, есть среднего класса, есть начинающие. Из-за того что сейчас все уходит в соцсети, рынок растет, специалистов становится все больше.
Если вообще рассматривать количество специалистов любого уровня, то их столько, сколько и бизнеса — это число равноценно. Если говорить о профессиональных эсэмэмщиках, которые работают как фрилансеры, работают на агентства, сами создают агентства, то я бы оценил это количество тысяч в восемьдесят. Это прямо профессионалы, у которых хороший опыт. Совсем новичков я не учитываю.
Сложно ли вообще стать SMM-специалистом и что для этого нужно?
— Я считаю, что это может делать любой, кто умеет связать свои слова в текст. Не вижу сложностей, особенно в таргетированной рекламе, но, как всегда, есть талантливость, а есть просто механическое выполнение определенных работ. Талантливо делают супертаргетинг, механически работают на среднем уровне, но иногда этого хватает.
Отличаются ли зарплаты SMM-специалистов в Москве и Петербурге от зарплат в регионах?
— В Москве SMM-специалист будет получать самую высокую зарплату, но там самые высокие траты. Он может получать 80 тыс. рублей, но 50 тыс. рублей он будет тратить на аренду квартиры. Среднестатистическая зарплата в России — это 30-40 тыс. рублей за проект, если человек идет в наем. Если это фриланс, то настройка таргетированной рекламы у специалиста стоит 15 тыс. рублей за соцсеть, у спеца до 30 тыс. рублей, у новичка 7-10 тыс. рублей. Если ты взял себе клиента одного, которому надо просто таргетированную рекламу в трех соцсетях сделать, то ты можешь заработать 40-45 тыс., если ты еще ведение подхватываешь, то это еще 10-15 тыс. рублей сверху.
В сфере нормальные зарплаты, они не нищенские. Если ты привык работать и получать 30-40 тыс. рублей, то ты смело можешь идти в SMM. Там от этого можно стартовать, если ты умеешь писать контент и настраивать рекламу.
В целом я бы не сказал, что SMM-специалист в Москве и Петербурге отличается от работающего в регионах. Просто есть «болезни», которые связаны с региональностью: боязнь и неумение работать с большими бюджетами — заказчики выделяют мало денег на рекламу, а это накладывает отпечаток.
В чем отличие заработка фрилансеров и штатных сотрудников?
— Фрилансер может больше зарабатывать. Я считаю, что специалист высокого уровня может зарабатывать на фрилансе около 300 тыс. рублей — это делается за счет комплексной работы, но надо знать все соцсети. Бывают ситуации так называемого нишевания, когда ты, например, работаешь только со свадебной индустрией и делаешь полностью все, некоторые тут достигают заработка в полмиллиона рублей. Все выше — это уже не фриланс, а агентство. Когда ты сам делаешь и у тебя есть помощники.
Все думают, что фрилансеры — это когда ты сидишь на пляже, настроил рекламу, отдыхаешь, а тебе капают деньги. Это так?
— Это, конечно, не так. Фриланс — это ты приезжаешь на пляж, садишься в ресторан, достаешь ноут и начинаешь фигачить, вместо того чтобы сидеть на пляже. Пляжи и все эти картинки — самая настоящая ложь. Плюс фрилансера в том, что ты можешь себе позволить уехать, когда захочешь. Если ты зарабатываешь 300 тыс. рублей и у тебя нет детей, то ты вообще можешь упутешествоваться, если хочешь, но для этого нужно четко планировать время. Ты можешь жить в Таиланде и работать, но ты будешь работать 8-12 часов, никаких 4 часов там не будет. Ты приедешь в Италию или Испанию и там будешь сидеть в квартире под кондиционером, работать и изредка выбираться вечером на море. Что неплохо, но это вообще не про отдых.
Модель, которую используют профессиональные фрилансеры, похожа на обычную жизнь — ты работаешь в том месте, где тебе комфортно по климату, но ты точно так же уходишь в отпуск. Разве что можешь взять себе побольше дней, тебя никто не ограничивает. Одним словом, совмещение путешествий и работы — возможно, но для большинства это превращается просто в работу в другой стране.
Как перейти из ранга новичка в профессионалы и стать фрилансером?
— Нужно постоянно практиковаться, настраивать рекламные кампании и учиться. Я считаю, что нужно ходить на конференции, такие как «Суровый питерский SMM» — она пройдет с 19 по 21 октября. Также ходить на курсы в офлайне, например в Высшую школу таргета, подключаться к нашему онлайн-университету «Точка доступа». Мы построили программу так, что люди там реально на практике настраивают рекламные кампании, не просто слушают теорию, а садятся и начинают работать. Они работают 3 полных дня — этого достаточно, чтобы освоить навык настройки, а дальше нужна только практика.
Какие новые фишки узнают участники «Сурового питерского SMM»?
— У нас запланировано 84 часа выступлений, все они будут подкреплены реальным опытом, реальными историями. Всего будет семь потоков, благодаря этому будет закрыт весь спектр социальных сетей. В рамках каждого потока будет огромное количество докладов с новыми технологиями, которые редко используются: будут обсуждать, как работать с WhatsApp, как работать с рассылкой «ВКонтакте», как работать с чат-ботами и т. д. У нас будут доклады по трендам в визуальном контенте, про неочевидные приемы в рекламе, о том, как продвигаться на западном рынке.
Мы не ставим выступать тех, кто пытается пройти с рекламным докладом, у кого нет кейсов из практики. Я лично отбираю все выступления, у нас довольно жесткий отбор. Многим мы отказываем, потому что они не дали нужную нам тему, не сделали качественную презентацию, потому что нам показалось, что они недостаточно профессиональны. Но те, кого мы отбираем, — это люди либо проверенные, с неоднократными выступлениями, либо люди, которые прислали клевые презентации и показали, что они в теме.
Для бизнеса — это просто раздолье для поиска сотрудников. Мы запускаем достаточно большое количество зон, чтобы облегчить знакомство людей друг с другом. Будут гости из Израиля, Прибалтики, стран СНГ.
Мероприятие востребовано. Количество участников растет на 30% в год. Это подтверждает, что продукт качественный. Многие конференции просто не отбирают доклады нормально, спихивают на спикеров, и все превращается в треш. Из-за того что нет предварительного отбора, конференция превращается только в тусовку, контент никто не смотрит и постепенно снижается посещаемость.
Вы говорите, что для того, чтобы стать специалистом по SMM, нужно ходить на офлайн-мероприятия — тренинги, лекции, конференции и т. д. Что мешает просто найти всю эту информацию на YouTube и посмотреть там?
— Если бы так было, мы бы жили совершенно в другой стране. Самая большая проблема всех онлайн-курсов — это то, что люди не доходят до конца. Когда ты онлайн, ты не можешь себя заставить учиться.
Например, пришли на курс 100 человек, первые четыре лекции прослушали 80 человек, к 10-й лекции останется 15 человек, а иногда всего пять. Доходимость до конца в онлайне — это 4-20%. Есть курсы, где система выстроена так, что ты не можешь слушать лекцию, если не сдашь экзамен.
Мы, в свою очередь, сделали такие форматы, где ты не можешь не дойти до конца, потому что находишься в режиме интенсива, постоянно делаешь. Когда ты приходишь в класс, и там все делают, достигают результатов, и ты видишь это, а рядом с тобой стоят преподаватель и куратор и смотрят, делаешь ли ты, то у тебя нет выхода. Даже если ты не очень технически подкован, даже если ты потом бросишь, то на уровне навыка ты уже сделаешь эту кампанию. В онлайне ты к этому можешь даже не приступить.
* Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России
** Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России