С трафиком понятно, а что сейчас происходит с соцсетями, какая российская соцсеть главная и что делать с монополистом в нише?
После блокировок главных конкурентов новые сетки стали появляться как грибы после дождя. Бесконечные замены TikTok, Нельзяграмов и даже LinkedIn. Результаты можно описать одной фразой: хорошая попытка, но нет. Не взлетела ни одна. Если с откровенно скамным Россграмом было сразу всё понятно, то та же «Сетка» или TenChat внушали серьёзную надежду.
Но, к сожалению, можно констатировать: сделать глобальную всероссийскую соцсеть не удалось никому.
Я ещё верю в TenChat — хотя бы за некоторые неожиданные решения типа «Кошелька», да и команда там отличная. Но это именно вера.
Главная российская соцсеть
В результате я снова испытываю дежавю. Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять её создал Павел Дуров. Всё верно: Telegram — это главная российская соцсеть в 2024–2025 гг. С самым большим объёмом аудитории и самой высокой вовлечённостью. И да — это теперь именно соцсеть, а не мессенджер, потому что здесь есть всё, что им присуще: от комментариев и реакций до сторис.
В течение всего 2024-го я наблюдал, как аудиторию из ВКонтакте и Нельзяграма старательно переливали в Телегу. С помощью таргета, посевов и даже рилс. Иногда казалось, что это не перелив, а какое-то повальное бегство. Особенно из VK.
Чем больше людей переходило в Телегу, тем больше становилось самых разных каналов, их заводили по поводу и без повода. Особенно после 100500 курсов, которые, разумеется, обещали быстрый заработок миллионов, просто при условии того, что левой пяткой ведёшь канал, делая три поста в неделю.
Но ключевое отличие этой соцсети от других — отсутствие умной ленты. Следовательно, чем больше каналов, тем меньше внимания на каждый. Добавьте сюда чаты, многочисленные боты и вы поймёте, почему теперь охват в 10–15% от подписчиков считается нормальным.
И вот здесь я хочу объективно посмотреть на нынешнего лидера. Потому что, безусловно, всё внимание аудитории сейчас здесь, но, как говорится, есть нюансы.
Плюсы и минусы Телеграм
- Каналы будут создаваться и дальше. Боты тоже. Я не представляю, как без алгоритма переварить такое количество информации. Да, понятно, что есть папки, архив и прочее, но скажем прямо: они не спасают уже сейчас. А что будет через 2–3 года при таком же росте? Надеемся на осознанное потребление информации пользователем? Все будут отписываться от неинтересных каналов? Мировая практика показывает, что это фантастика. Следовательно, падение охватов продолжится, и мы можем дойти до 5% для большинства каналов, если ничего не менять.
- Цены на рекламу в каналах растут как на дрожжах. И продолжат расти. Каждый год я жду падение спроса, но его не происходит. С одной стороны, это хорошо для админов, но с другой — сколько можно. Когда-то подписчик в 150 рублей считался дорогим. Сейчас это норма. Куда мы придём — к стоимости в 300 рублей за человека, который сразу отрубает уведомления и через пару недель легко отправляет канал в архив?
- Официальный таргет мог бы спасти ситуацию, но им никто толком не занимается. Новых настроек практически нет. Обучения нет. Из новых мест размещений прямо сейчас тестируется только одно — между постами. Уже видел несколько раз. Хоть что-то, но мало. Весь год ждали рекламу в сторис, но воз и ныне там. И что-то мне подсказывает, что там и останется. Но если таргет не меняется, то и цена подписчика продолжает расти вверх.
- Но есть и объективно хорошее, и на этом я бы рекомендовал делать фокус, — это сторис в профилях. Не в каналах, а в профилях. Весь год я ловил себя на мысли, что мне вообще побоку, что показывают авторские каналы. Уходит весь смысл сторис — подглядывание за живой жизнью интересного тебе человека, который в Телеге ещё ближе, чем в Нельзяграме, потому что есть в записной книжке. Плюс только в профиле ты можешь ставить реакции на сторис и вступать в диалог. Весьма немаловажная часть.
Мне видится, что многие недооценивают такой вариант продвижения. А тут есть о чём подумать.
- Если у вас есть база или вы её собираете (в боте, в канале), вы можете предлагать добавлять вас в контакты и тем самым отобрать как самую вовлечённую аудиторию из базы, покупающую лучше всего, так и аудиторию, с которой будет больше касаний в силу незабитости «плейсмента»
- Для локальных проектов, типа салонов красоты, которые собирают контакты своих посетителей, это ещё один способ напомнить о себе
- Если вы умеете выстраивать связи в офлайне, то, просто обмениваясь контактами в Телеге, можно собрать ОЧЕНЬ горячую и релевантную базу. Например, посещая тематические конференции
- Пока в Телеге нет паттерна поведения на большое количество сторис. Достаточно 3–7, и это нормально. То есть упарываться, как в Нельзяграме, не нужно
- Есть Яндекс, и чем больше Дуров забивает на внутренний таргет, тем больше людей качают боты и каналы через них. Это в 2024 году было прямо спасением. С узкими нишами вообще нет инструментов, кроме Яндекса, потому что нет соответствующих интересов и каналов, где можно купить размещение. Обучение тоже есть только в Яндексе. В связке с хорошим лид-магнитом можно собирать очень качественную аудиторию, которую потом можно использовать в связке с предыдущим пунктом.
Более того, в Яндексе, хоть и в Бете, есть возможность покупать размещения внутри телеграм-каналов, которые входят в сеть. Об этом мало говорят, потому что эффективность таких размещений пока такова, что палить тему никто не хочет. Кроме меня) Как говорится, действуйте.
Таким образом, у будущего Телеграма есть как негативные, так и очень позитивные моменты. Если смотреть на него трезво. Но точно ясно одно — это объективный лидер, соцсеть №1 в России (а может, скоро и в мире), которую догнать будет очень сложно.
И это третий итог 2024 года.