Статьи 3 октября 2023, 07:10
Дмитрий Румянцев Маркетолог, создатель и ведущий сообщества по практическому интернет-маркетингу

Как избавиться от синдрома самозванца?

Два простых совета, как не дать синдрому самозванца остановить себя при развитии личного бренда

Дмитрий Румянцев Как избавиться от синдрома самозванца | Почему возникает синдром самозванца

Давайте начнём с истоков. Ключевая причина, по которой синдром возникает, — сравнение себя с другими.

Почему возникает синдром самозванца? Механизм простой. Мы смотрим на коллег по цеху, видим, что они ворочают миллионами, ездят на дорогие курорты, строят дома и тусуются на крутых вечеринках с другими звездами — и начинаем чувствовать своё несовершенство. Собственно, на этом построены все прогревы, которые вы регулярно видите в сторис. Элементарный крючок, построенный на демонстрации результата, который понятен широкой аудитории. Дальше вы перестаёте верить в собственные силы и начинаете думать, что с вами что-то не так.

А теперь давайте разберём.

Не сравнивайте своё начало с чьей-то серединой

  1. Ключевая ошибка, когда вы смотрите на такие результаты — не обращать внимание на то, сколько за ними стоит жесточайшего труда и лет в индустрии. Вам кажется, что больших успехом можно добиться за пару месяцев, максимум за год, а у вас не получается. И отсюда мысли: «Со мной что-то не так. У людей получается, а я не могу. Наверно, я не эксперт, а самозванец. Был бы экспертом — давно бы ездил на мерседесе». 

Эту мысль подогревает реклама, где регулярно то один, то другой заявляют, что заработали 20 млн за один день. А это абсурд.

Большинство тех, кто показывают сейчас сверхрезультаты в виде сотен миллионов и десятков миллиардов, имеют бэкграунд в 7-15-20 лет работы. Возьмём онлайн-образование. По первой же ссылке в интернете — «Начало предпринимательской деятельности Аяза – 2005 год». Да, тогда ему было 14 лет, но он уже начал чем-то торговать. Это многое значит. Даже если отбросить предыдущий опыт, Митрошина завела блог в 2011 году (источники также можете нагуглить). То есть в 2011 году она была на месте большинства новичков. И даже быстро стартовавшая Афонина неплохо так проработала в журналистике, где научилась делать контент. Или вы всерьёз думаете, что это ни на что не влияет? Да даже огромный Skillbox создан людьми, которые начинали БМ. Много лет назад.

Мой личный опыт в индустрии можно тоже считать с 1999 года, когда я впервые начал заниматься организацией мероприятий и их продвижением, тогда ещё в офлайне. А если брать интернет-маркетинг, то это 2007 год.

Если вы будете 10 лет долбить в одну точку, то достигнете результатов не хуже, а может и гораздо лучше, потому что у вас есть технологии, которых у меня, например, не было.

Еще раз: у всех спецов, которые добились успеха, за плечами стоит огромный опыт, десятки и сотни ошибок и регулярные реальные действия. Вам впарили, что можно получить быстрые результаты, и вы думаете, что все достается легко и просто. И когда у вас легко и просто не получается, думаете, что с вами что-то не так. С ВАМИ ВСЁ ТАК.

В результатах врут

  1. Менее важное, но сказать надо. Вам в результатах очень часто просто врут. Или манипулируют цифрами. Причем врут гораздо чаще. Пишут ничем не подтверждённые цифры от балды, подделывают скриншоты или, например, пересылают с одного своего счёта на другой деньги, делают скрин, показывают, что это клиент. Дома покупают в кредит или ипотеку, но создают впечатление, что заработали денег и сразу купили. Машины тоже в кредит. Или просто арендуют на период съёмки внешние аксессуары успешности.

Помимо открытого вранья, можно взять выручку и не сказать, сколько там расходов. Я заработал 5 млн за запуск. Звучит круто! Только если убрать 3 млн на расходы, то останется 2 млн. Если работал с продюсером 50 на 50, то уже 1 млн. Если к запуску готовились 4 месяца, то это 250к в месяц. Если живешь в Москве, то согласитесь, уже не так круто звучит.

Начальные условия у всех разные

  1. Ещё один важный фактор – начальные условия. У одного были родители, которые помогли на старте деньгами, другого устроили в приличный институт, третий просто обладал талантом в направлении, а четвёртый вырос в деревне и окончил 8 классов. Вы всего этого не знаете, но сравниваете. А сравнивать надо близкие величины. Глупо сравнивать скорость плавания рыбы в океане со скоростью плавания верблюда. Разные они. Как минимум стартовые условия у вас должны быть одинаковые, чтобы считать, что у вас что-то не удаётся.

Одним словом, если у вас синдром самозванца из-за сравнения, то почаще включайте критическое мышление и копайте, как были достигнуты результаты. И окажется, что ничего невозможного в них нет.

Вам кажется, что результатов мало

Чаще всего вы не уверены в себе, потому что у вас нет результатов в профессии. Или вам кажется, что их мало.

Как избавиться от синдрома самозванца? Заведите привычку каждую неделю выписывать на бумаге (или в файле), что вы сделали в рамках своего направления. Очень часто вы просто не присваиваете эти результаты себе или даже не осознаёте, сколько вы всего сделали.

Как-то я сделал один пост, где подвёл итоги работы за последние пару месяцев. Там была куча сайтов, новые блоги, запуск трёх конференций, и это я ещё деньги не показывал. Наташа (мы с ней всё реализуем, если кто не знает) написала: «Ничего себе сколько мы всего сделали за такой срок!». То есть даже нам, кто находится в индустрии годами, такие вещи могут быть НЕ ОЧЕВИДНЫ.

Попробуйте это как реальную регулярную практику. Страха станет меньше, а вдохновения больше.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!