Статьи 5 декабря 2016, 06:12
Дмитрий Румянцев Маркетолог, создатель и ведущий сообщества по практическому интернет-маркетингу

Нюансы организации концертов в клубах

Поговорим про выступление в клубе: условия работы и критерии выбора площадки.

Организация концертов серьезно отличается от организации фестивалей, выставок или конференций. За долгое время работы в клубе «Книги и Кофе» арт-директором я понял, насколько многие музыканты не представляют специфику работы клубов или арт-кафе, и совершают одни и те же принципиальные ошибки.

Причем абсолютно все считают себя самыми гениальными. Новыми Гребенщиковыми, Земфирами, Полами Маккартни и т. д. Продвижение группы представляется не долгим, сложным и регулярным процессом, а одним выступлением, которое тут же даст славу и путевку в жизнь. До сих пор есть иллюзия, что именно клубы и их арт-директора созданы для того, чтобы музыкантов продвигать. Нет, нет и еще раз нет. Клубы и другие места — это просто площадки для проведения концертов, и не более. Они не занимаются продюсированием.

Поэтому первый вопрос, на который вам надо ответить — это зачем клубу ставить в сетку именно ваш концерт.

Румянцев Нюансы организации концертов в клубах

Условия работы с клубами

Давайте снимем «розовые очки». Ваш концерт для клуба должен быть в первую очередь финансово выгоден. Точка. Владелец места должен зарабатывать. Ему надо оплачивать аренду, коммуналку, продукты, платить зарплату персоналу и налоги. Многие музыканты, выросшие в «совке», этого абсолютно не понимают и считают, что их выступление в клубе нужно поставить в сетку, просто потому что они захотели.

Выгодным для клуба концерт становится тогда, когда он зарабатывает либо с продаж билетов, либо с бара, либо с аренды. Если у вашего проекта нет своей аудитории, то шансы попасть в сетку резко снижаются. Выбросьте из головы вариант с аудиторией самого клуба. Это было неактуально еще в начале нулевых. У клубов нет, и скорее всего уже не будет такого объема своей аудитории, чтобы собрать полный зал на неизвестное имя. Даже если владельцы настолько проработали концепцию заведения, что своя аудитория появилась (я таких мест знаю очень мало), она не будет ходить на все неизвестные проекты подряд. Естественно, я сейчас говорю не о фоновой музыке в ресторанах и кафе, где пьяные сограждане просят сыграть «Мурку» и «Владимирский централ». Этот вид выступлений находится за рамками статьи

Какие наиболее частые условия выступлений:

1. Вы можете сделать бесплатный концерт, но на него придет 100+ человек вашей аудитории, и тогда клуб заработает на баре

Не частый вариант, но встречается. Перед таким концертом вам надо будет показать примеры ваших предыдущих выступлений, чтобы арт-директор поверил, что аудитория действительно есть. Музыкант в этом случае либо не зарабатывает вообще, либо зарабатывает на проценте с бара, который изначально оговаривается.

Делаю акцент — мало привести бесплатно 100+ человек на концерт. Нужно, чтобы ваши поклонники что-то заказывали. Иначе вы рискуете получить кучу негатива от владельцев площадки и сами не заработаете.
Нередко бывает ситуация, когда люди на концерт приходят, но ничего не заказывают вообще. В результате клуб в минусе, а шансы на другое выступление в клубе равны нулю.

Иногда бывает вариант, когда площадка вам предоставляется бесплатно, но вы оплачиваете выход персонала. Редко, но бывает.

2. Вы просто платите фиксированную аренду за вечер и все риски берете на себя

Любимый вариант любого клуба, потому что он ничем не рискует. Некоторые площадки просто не работают по-другому. Стоимость аренды сильно варьируется — в зависимости от размеров площадки. Чем она меньше и чем меньше нужно персонала для проведения концерта, тем меньше и стоимость аренды. Всю выручку с продаж билетов вы забираете себе.

Этот вариант подходит, в первую очередь, для проектов, где есть 100% уверенность, что публика придет. Похвастаться таким уровнем могут очень немногие, и очень часто это показатель профессиональной работы пиарщика и директора группы.

3. Вы договариваетесь с площадкой вместо аренды разделить выручку со входа

Наиболее частый вариант. Клуб зарабатывает и на баре, и на продаже билетов. Чем вы популярнее, тем больше процент. Стандартные условия 80% на 20% или 70% на 30%. Где 80% получает музыкант и 20% клуб. Для малоизвестных музыкантов возможен вариант 50% на 50%.

4. Самый “вкусный” вариант для музыкантов — это когда клуб сам выплачивает вам фиксированную плату за выступление и все остальное берет на себя

Такое бывает. Но для этого вам нужно быть настоящей звездой среди вашей целевой аудитории, чтобы клуб на 100% был уверен в количестве людей на событии. Часто это проекты федерального уровня. Понятно, что БГ или «Ночные Снайперы» не будут выступать за процент. Хотя иногда, по дружбе, и можно договориться.

Теперь самое главное — не пытайтесь обмануть арт-директора. Завысить прогнозируемое количество посетителей, дать левые фотки с прошлых концертов, рассказать сказки о том, как вы круто выступали в других местах. Один раз вы сможете, возможно, усыпить бдительность, но во второй раз, в случае провала, вы в клуб уже не попадете. Более того — резко снизится шанс попасть и на другие площадки. Многие арт-директора друг друга знают, ваш провал тут же пойдет по сарафану в другие клубы и следующий арт-директор будет изучать вас под лупой. Учитывайте – сетка музыкантов, которые в состоянии собрать аудиторию, довольно ограничена. Новые имена, которые набирают популярность, сразу становятся известны всем. Особенно в эпоху интернета.

Да, все что написано — жестко и цинично по отношению ко многим независимым музыкантам. Но такова жизнь. Диктовать свои условия площадке и гнуть свою линию вы сможете только после того, как станете известным. А пока вы не популярны — условия, в основном, диктует площадка.

Как повысить шанс на рассмотрение вашей заявки

Открою тайну — арт-директора очень любят, когда к ним относятся с уважением и профессионально. А это значит, что вы должны в своей заявке дать максимальное представление о проекте:

  • Сразу написать, в каком стиле вы выступаете, сколько лет и, если есть, показать рекомендации от других клубов. Рекомендация может сразу решить вопрос с выступлением. Многие музыканты этого не учитывают. Не поленитесь попросить рекомендацию (например, скрином) у арт-директора клуба, где было удачное вступление.
  • На сколько человек вы рассчитываете во время концерта и какие у вас есть рекламные ресурсы: группы в социальных сетях, посещаемый сайт, рассылка, анонсы на дружественных ресурсах, бюджет на рекламу (если есть)
  • Сколько по времени длится концерт, сколько будут стоить билеты и желаемая дата.
  • Максимум информации о группе: видеозаписи с выступлений, фото с выступлений, студийные аудиозаписи, анонс вашего концерта (пресс-релиз).

Говорю вам, как бывший арт-директор. Если мне в личку высылали все вышеперечисленное, моя лояльность к проекту зашкаливала. Жаль, что таких проектов было по пальцам пересчитать. Мне приносили лично в клуб демки ужасного качества, просто говорили, что «хотим выступить в эту пятницу», ничего не объясняя, названивали каждый час с вопросом, послушал ли я запись, которую передали бармену (неясно когда) и т. д.
Вместо того, чтобы одним письмом или личным сообщением прислать максимум информации и дождаться ответа.

Параметры выбора площадки

Теперь давайте посмотрим, по каким критериям музыканту выбирать клуб и что требовать. Все-таки условия есть и у второй стороны.

1. Смотрите вместительность залов

Причем не поленитесь доехать до места и лично посчитать стулья или посмотреть пространство, если сидячих мест нет. Глупо будет, если зал на 100 мест максимум, а придет 200 человек.

2. Обратите внимание на стили концертов и вообще направленность места

Несмотря на то, что своей аудитории у клубов, можно сказать, нет, все-таки у некоторых есть тематика (или ниша). Если вы играете авторскую песню, а подаете заявку в джаз-кафе, то зря потратите время. То же самое будет, если вы играете тяжелый рок, а хотите выступить в «Книги и Кофе».

3. Очень важно проверить весь аппарат

Какие микрофоны, есть ли мониторы и комбики, стойки, на сколько каналов пульт и какой, есть ли барабанная установка, какой звук в зал, что со светом. Обычно эта информация есть на сайте, но рекомендую все проверить лично. Аппарат имеет свойство изнашиваться. На сайте все красиво, а по факту — звук полный отстой. В идеале — приехать с музыкантами и все протестировать. Часть площадок позволяет это сделать.

4. Не поленитесь спросить и про персонал

Будет ли их звукорежиссер или нужен ваш (если он есть), за какое время надо приехать на саунд-чек, будет ли работать бармен и гардероб. Просто оцените адекватность. На самом деле, тоже очень важно — если персонал вам сразу начинает хамить, то лучше с таким клубом не работать. На моей практике, хамство на первых стадиях работы потом превращается в проблемы во время концерта.

5. Проверьте расположение

В идеале лучше, чтобы клуб был расположен ближе к метро, а не запрятан глубоко во дворах, где нет ни одного указателя. Исключение — если площадка широко известна. Например, «Книги и Кофе» всегда находились на «отшибе». Но путь к нему знали все.

6. Узнайте, какие дни дает клуб для выступлений

Бывает так, что клуб принципиально не ставит концерты на вечер пятницы и субботы, потому что это самые лучшие дни, которые забронированы под звезд. Если ставит — то это лучшее время для вашего выступления, потому что в эти дни люди привыкли отдыхать и развлекаться после рабочей недели.

Впрочем, не стоит отчаиваться, если пятница и суббота заняты. На моей практике были сотни прекрасных концертов и во вторник, и в среду, и в четверг. Когда группа востребована, на нее придут в любой день. Единственное — понедельник все-таки самый плохой день.

Хочу обратить ваше внимание, что в последнее время набирает силу тренд проведения концертов на необычных площадках

Вы наверняка слышали о концертах на крышах или в заранее снятом вагоне метро. Несмотря, на то, что это будет стоить вам дороже (скорее всего, придется платить аренду), такой концерт — прекрасный инфоповод. Он эксклюзивен. А за эксклюзив можно смело ставить выше цены на билеты и надеятся на большой отклик в соцсетях после концерта.

 

Читайте другие материалы блога

Как организовать концерт в клубе | Продвижение концертов

Где можно провести концерт | Миф о клубной аудитории

Офлайн продвижение | Устаревшие рекламные каналы

Понравилось? Поделитесь с друзьями!