Как выбирают курсы те, кто делает курсы? Давайте расскажу.
Начнём с того, что некоторые критерии выбора курсов, которые чаще всего используют, по факту не критерии вовсе. То есть вероятность получить хороший курс, опираясь на них, — где-то 50 на 50. Как повезёт.
Например, отзывы. Все советуют их читать, собирать в сети, спрашивать у проходивших курс лично. Но есть нюансы.
Во-первых, любые отзывы можно подделать.
Во-вторых, сами ученики, особенно новички, часто не могут адекватно оценить уровень обучения. Они могут оставить восторженные отзывы о мотивационной воде (ибо эмоциональное впечатление сильное) и, наоборот, не оценить «мясное мясо» просто в силу отсутствия опыта. Допустим, в таргетированной рекламе кто-то будет учить делать микроаудитории, где CTR зашкаливает. Для новичка это вау-эффект. Но, с точки зрения профессионала, это бессмысленная трата сил, потому что через три дня начнётся выгорание, и на самом деле лучше сразу искать подходы к широким аудиториям.
В-третьих, сам студент может быть откровенно ленив, закрыт, большого мнения о своих способностях, да и просто — псих. Конечно, когда на обучении ему начнут «вправлять» мозги, он будет сопротивляться, а потом накатает отрицательный отзыв, причём большой.
То же касается и бесплатного видео. Я часто слышу: смотрел уроки специалиста, там одна вода для новичков. Не пойду к нему на курс. При этом никому в голову не приходит, что большая часть видео и делается для новичков, потому что их просто большинство. И им нужно разъяснять самые базовые вещи. Плюс охват бесплатного видео для профессионалов будет ниже плинтуса.
Мои критерии выбора курсов
1. Длительность нахождения на рынке преподавателя или создателя школы
Можно считать что угодно, но, если автор курса 10–15 лет работает в своём направлении, он по определению обладает знаниями. Невозможно 10 лет крутить таргет и ничего не знать. Так не бывает. Любого мошенника выбросят с рынка за несколько лет. Либо ему придётся постоянно менять ниши, что и делают большинство псевдогуру. Сначала он учил личному бренду, а потом решил рассказывать про отношения.
2. Репутация среди коллег по цеху
Профессиональное сообщество — самый жёсткий оценщик. Любых неадекватов сообщество выявляет очень быстро. Да, безусловно, бывает, когда часть комьюнити за кого-то, часть — против. Но если против все — стоит задуматься.
3. Очевидные и проверяемые результаты в его направлении
Преподаватель должен быть практиком. Соответственно, у него наверняка есть что показать. Если я делаю курс по личному бренду, то любой может увидеть результаты своими глазами. Кейсы говорят сами за себя.
4. Хорошие книги от автора
Не очевидный многим, но важный критерий. Написать хорошую книгу — это большая работа по систематизации и структурированию опыта. Если книга объективно хорошая, то и курс с большой вероятностью будет таким же. Кто сомневается — попробуйте написать что-нибудь стоящее страниц на 300. И наоборот — плохая книга с головой выдаёт хаос в знаниях или их поверхностность. Впрочем, об этом я уже говорил.
5. Честный маркетинг
По моему опыту, хорошие курсы не пытаются давать завышенных обещаний. Никто из уважающих себя специалистов не будет строить продвижение на «освой профессию, где будешь работать 2 часа в день, левой пяткой, с пляжа на Бали, и получать миллионы». Это враньё. На пляже вы получите песок в клавиатуре и солнечный удар. И работать на старте придётся (за небольшие деньги) и по 12–14 часов. Легко не будет. Любое настоящее обучение — труд, пот и слёзы. И гарантий никаких.
Сюда же я отношу промо с примитивными триггерами: вот я стою около дорогой тачки (или сижу в личном самолёте), вот вокруг меня топ-модели, вот я на фоне пальм или бассейна. Заигрывание с примитивными инстинктами — старый приём, которому научили те, кто угробил всю репутацию обучения в России. Если люди их реализуют, значит, высока вероятность того, что они такие же, как и их учителя.
Не настаиваю на объективности, но сам выбираю курсы именно так.