Статьи 11 января 2022, 10:01
Дмитрий Румянцев Маркетолог, создатель и ведущий сообщества по практическому интернет-маркетингу

Итоги SMM 2021: война с гигантами и блокировка соцсетей

Итоги SMM 2021: бан, блокировка соцсетей в России, штрафы соцсетям

 

Читайте первый итог SMM 2021 — новая тройка популярных соцсетей

Ровно год назад 6 января произошло событие, которое, с моей точки зрения, стало ключевым для дальнейшего хода истории — штурм Капитолия в США. И дело даже не в самих протестах. Это полбеды. Дело в том, что крупные глобальные корпорации показали, что могут обнулить демократически избранного президента, за которого даже по минимальным меркам проголосовало 70 млн. человек, на всех своих площадках. Более того, глобальные площадки показали, что могут забанить у себя и альтернативную соцсеть его сторонников.

Любое адекватное государство это должно было сильно напрячь. Получается, что правильно манипулируя алгоритмами, можно подавать новости в «правильном» русле, выводить таким образом людей на улицы, устраивать протесты и т. д. При этом можно просто выключить любые альтернативные источники, которые глобальной корпорации не нравятся.

Могло ли такое остаться без ответа? Конечно, нет. Поэтому весь 2021 год прошел в нарастающем давлении государства на глобальные платформы.

Все чаще стали прилетать требования удалить противоправный контент. И впервые были применены средства по замедлению скорости в случае невыполнения. В Twitter. К слову, после замедления контент был удален. Были резко увеличены штрафы, и в конце года впервые был применен так называемый оборотный штраф, когда на Google и Facebook* повесили 7,2 млрд рублей и 1,9 млрд соответственно. С 1 января вступил в силу закон о приземлении, по которому все платформы должны открыть свои филиалы (представительства, юрлица) в РФ. А 1 сентября должен начать работать закон, по которому все сведения о рекламе в рунете должны проходить через специальный реестр. Все креативы, настройки, бюджеты и т. д. В том числе и из Facebook* и Google.

Совершенно четко идет движение к постепенному контролю над площадками. Если филиалы будут открыты, то придется соблюдать наши законы и выплачивать кучу штрафов в случае нарушений. Так просто забанить какой-нибудь важный аккаунт уже не получится. Это можно будет оспорить через суд. И, соответственно, вопрос только в том, пойдут ли на это сами площадки.

Мне пока кажется, что пойдут. Все эти разговоры, что им плевать на крупнейший рынок в Европе, только разговоры. Twitter как миленький удалил большую часть противоправного контента, а на телефоны теперь обязательно предустанавливаются российские приложения. То есть это тоже съели, несмотря на все разговоры о рынке.

Закон о приземлении пока не выполняется. На сайте РКН у всех площадок стоит «не выполнено». Но переговоры уже начались, и многие площадки как минимум вышли на связь. Официальные лица от государства пишут, что 2-3 месяца на выполнение условий им дадут. Так что время еще есть.

Но если они не пойдут, то совершенно точно последуют ограничения и блокировка соцсетей, БАН всех, кто против. И вот тут интересно.

К 2021 году у Газпрома в руках оказались почти все наши крупные медиа. Плюс были разработаны альтернативы. Таким образом в руках государства: VK, Rutube, Yappy (альтернатива TikTok). С Яндексом и Telegram наверняка тоже договорятся. Не зря же последний разбанили.

Таким образом, все готово к переходу на наши платформы, если случится блокировка соцсетей зарубежных. Есть подозрение, что в Газпроме что-то знают. Не могу представить себе, что они обновили Rutube и запустили Yappy в надежде на честную конкуренцию. Это слишком поздно. Да и превращение VK в суперапп — не действие ли в ту же сторону? Ведь работать это будет, только если не станет альтернатив. Либо это все сделано на «всякий случай»? Не исключено.

Именно поэтому мы не ушли из ВКонтакте, и регулярно поддерживаем там наши проекты. Вероятность, что произойдет блокировка соцсетей 50 на 50. И нужно максимально диверсифицировать риски. Чтобы в случае чего успеть перекинуть аудиторию в другие места.

Есть еще один опасный тренд, который развивается очень быстро и который может поставить под удар западные платформы. Это постпандемийная ситуация в мире. Вы вообще замечаете, что вокруг начинает все сильнее полыхать?

Серьезнейшая инфляция, нехватка продуктов, дикие цены на газ и рост цен на нефть, нарушение крупных цепочек поставок, новые военные блоки, провальные переговоры с Ираном о его ядерной программе со всеми вытекающими, дефицит полупроводников, наш открытый наезд на НАТО, наш уже не скрываемый союз с Китаем, Казахстан, Украина, угрозы санкций с отключением от SWIFT и ограничением продаж смартфонов. Если это все рванет, то платформы вылетят из России со свистом, как вражеские средства массовой информации.

Думаете, это невозможно? Как вам такой вариант: переговоры с НАТО проваливаются, потому что условия невыполнимы. Россия в ответ признает ЛДНР. Запад тут же вводит новые санкции. Наши в ответ разрывают отношения с США и союзниками. Отрубают газ и, конечно, платформы. Так ли это фантастично выглядит?

Можно ли тут подстелить соломку? Хоть какую-то — да. Мы это сделали. Но как это все разрешится, одному Богу известно.

И это второй итог 2021 года.

 

* Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

Понравилось? Поделитесь с друзьями!