Статьи 13 января 2022, 07:01
Дмитрий Румянцев Маркетолог, создатель и ведущий сообщества по практическому интернет-маркетингу

Итоги 2021: подписная модель бизнеса

Дмитрий Румянцев Итоги 2021 подписная модель бизнеса

Совершенно точно, что 2021 год стал для России и вообще всего мира годом подписной модели. Тренд, наконец, набрал силу. Ее начали пробовать во всех нишах. От онлайн-кинотеатров до автомобилей. А ведь когда-то казалось, что уж в России подписная модель точно не зайдет. Никто не станет платить за подписку, когда можно найти любой контент на торрентах.

Но то ли бедность россиян немного преувеличена, то ли привыкли пользоваться картами и не замечают автоматического списания средств, то ли привыкли платить мелкие и крупные платежи по кредитам, то ли пандемия — не знаю. Факт один — все больше аудитории потребляет контент по подписной модели, и это реально удобно.

Интересно, что подписная модель не обошла стороной и соцсети с мессенджерами

Они предложили функционал, для того чтобы давать за небольшую сумму в месяц доступ к эксклюзивному контенту. Во ВКонтакте есть донаты, в Telegram тоже можно настроить регулярный платеж и сделать закрытый канал, недавно о такой модели заявил уже и Instagram*. Ну и помним, что давно существует Patreon.

Интересно, что недавно ВКонтакте предложил бизнесу свое сопровождение в таргете тоже по подписной модели! За 999 рублей в месяц.

Но где подписка реально работает? Что показывает рынок?

Я бы рабочие подходы разделил на три направления:

1. Эксклюзивность материала, который действительно нужен. Например, подборки, куда выгодно инвестировать (действительно выгодно).

2. Гораздо более высокое качество продукта по сравнению с продуктом в открытом доступе. Например, 4К-картинка на порносайтах.

3. Где просто хочется один раз подписаться на продукт за небольшую плату и пользоваться им регулярно. Онлайн-кинотеатры, различные сервисы, клубы.

Подписная модель, конечно, подкупает своей предсказуемостью

Набрал себе 1000 подписчиков по 300 рублей в месяц, что очень немного, и уже у тебя относительно стабильные 300к. Тут же можно рассчитать все затраты, понять, сколько выходит прибыль, а дальше только увеличивай количество клиентов и удерживай их максимально долго. Однако самый большой подводный камень здесь в том, что с удержанием как раз проблема. В такой модели гораздо сложнее сделать именно это, чем набрать первую базу. Вместо одной головной боли мы начинаем получать другую.

В какой-то степени мы попадаем в плен, если хотим зарабатывать регулярно. Нам нельзя остановиться в производстве контента. Если ты, например, автор эксклюзива, то взять и не писать месяц или не снимать свои сериалы чревато финансовыми потерями. Только высокая лояльность может помочь. И в любом случае базу надо постоянно пополнять.

С другой стороны, это фишка подписной модели с небольшой оплатой (до 400 рублей) — деньги настолько незаметны, что ты не обращаешь внимания на траты. То есть можно не пользоваться кинотеатром, но списания будут идти. Если честно, я думаю, что у меня таких подписок еще штук пять. Есть версия, что огромное количество денег в модели лежит именно в такой незаметности.

подписная модель Дмитрия Румянцев

Если говорить про образовательный контент по подписке, то пока я в это не верю

Контент должен быть легким в потреблении. Курсы — это не сериалы. Подписываться на базу знаний и в течение года все время к ней возвращаться? Настолько хотеть учиться? Мы экспериментировали с нашими базами знаний за подписку и в итоге отказались. На практике уже через 3 месяца начинается отвал людей. Получилось невыгодно. Но, возможно, мы что-то не учли.

И это четвертый итог 2021 года.

 

* Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

Понравилось? Поделитесь с друзьями!