Что делать, чтобы создать «живое» сообщество и продвигать себя или свои услуги через него.
Сразу отмечу: это наши правила, которые могут не совпадать с мнением других специалистов. На рынке не так много полноценных комьюнити, которые приносят людям деньги, зато теоретиков вокруг этой темы достаточно.
С моей точки зрения, именно эти правила построения комьюнити — рабочие.
1. У сообщества на старте должен быть лидер
За лидерами идут люди. По мере развития комьюнити уровень лидерства может снижаться.
Если комьюнити образуется без явного лидера, потом лидеры всё равно появляются внутри.
2. У людей должен быть общий интерес
Бесполезно строить комьюнити вокруг магазина толстовок. Тут нечего обсуждать, никаких проблем нет — 1 раз купил толстовку, и всё.
Но если вы попытаетесь сделать комьюнити вокруг стилистов, то у вас будет огромное количество общих вопросов. Вы будете обсуждать новые тренды в моде, взаимодействие с клиентами и т. д. Это будет общий интерес. Часто лучшие комьюнити получаются в нишах B2B.
3. Должно быть осознанное вовлечение
Это вовлечение, где люди отдают максимум своего внимания, активно участвуют в комментариях, делятся опытом, постепенно выстраивают горизонтальные связи.
Простое механическое вовлечение, например с играми, такого результата не даст. Речь именно о вовлечении в соцсетях — оно позволяет сделать первый шаг, чтобы люди попали в вашу воронку, и вы дальше с ними будете взаимодействовать.
4. Внимание и признание
Это два базовых закона, которыми вообще всё объясняется.
Участники находятся внутри комьюнити по двум причинам: ради признания другими участниками сообщества их профессионального уровня и ради внимания от других участников сообщества.
В какой-то степени построение сообщества — это как ухаживание за женщиной. Нужно давать ей максимум внимания и признания. Мы признаём её красоту, восхищаемся её умом, действиями, реализацией. Представьте, что всё это вам приходится давать не одному человеку, а сообществу. Особенно на первом этапе, со стороны лидера. Это большая трудность, но это себя оправдывает. Как только признания и внимания мало, комьюнити может начать распадаться.
5. Полезный контент
Есть теория, что комьюнити строится, когда у вас много комментариев, вовлечения, и этого достаточно.
Это не на 100% так. Но чтобы человек возвращался в ваше сообщество, ему нужны контентные единицы, которые будут решать его проблемы. Столкнувшись с трудностью, человек должен прийти в сообщество и сразу получить ответ. Если это происходит, он будет возвращаться.
6. Не отключайте рекламу сообщества
Вам постоянно нужны новые люди.
Если вы привели первых подписчиков, они начали между собой коммуницировать, выстраивать горизонтальные связи, нельзя останавливать рекламу. Люди всегда выходят из сообщества: кому-то не нравится, кто-то сменил интерес, кого-то обидели и т. д. Обновление всегда идёт. Без трафика его не будет и ваши показатели будут постоянно падать.
7. Обязательные мероприятия в офлайне
Даже встреч в Zoom будет недостаточно, хотя это лучше, чем ничего.
Нельзя построить крепкое комьюнити только в онлайне. Нужно увидеть людей, узнать, почувствовать их энергетику, симпатию. Важен процесс знакомства друг с другом. Тогда будет идти развитие.
За любым комьюнити стоит либо конференция, либо съезд выпускников, мастермайнды в офлайне и т. д.