На этот пост меня натолкнул один комментарий. В каком-то из каналов автору предъявили, что он накручивает подписчиков, потому что к нему за раз пришло 14 000 человек, а никаких упоминаний его канала в других каналах (проанализировали через ТgStat) не существует. Следовательно — это боты. Ах, если бы всё было так просто. Работая с кучей каналов, могу заявить следующее. Определить накрутки телеграм-канала ОЧЕНЬ сложно, если ботов льют правильно. И наоборот, принять за накрутку абсолютно белый канал можно на раз-два.
Давайте разберём некоторые сигналы, которые можно не так интерпретировать
1. Первое, что любят заливать эксперты, — это если в канале много подписчиков и мало просмотров, он накручен
Это полная ерунда, потому что канал может быть старым, сменившим контентную политику, ситуативным и т.д. В результате большинство его подписчиков перестали интересоваться контентом и отправили канал в архив. Никаких ботов. Просто полная потеря интереса аудитории. И наоборот — ботоводы легко накрутят просмотры на каждый пост.
2. Резкий рост подписчиков в канале
На графике он практически вертикальный. Сразу много за один день. Следовательно — влили ботов. Рассказать, как делается такой прирост? Покупается размещение в сторис у миллионника-блогера, и вы получаете сразу много аудитории за день. И да, в некоторых случаях, если рекомендация блогера про одно, а контент канала совсем про другое, эти люди начнут также резво отписываться от канала. А ещё можно сделать рассылку ВКонтакте по большой базе и тоже получить такой прирост. Можно закупиться массово на маркет-платформе в ВКонтакте. А ещё — собрать базу в телеграм-боте и пригласить людей в канал. Можно и размещение купить на сутки в другом телеграм-канале, но, правда, это можно отследить через упоминания. Кстати, про них.
3. То, с чего я начал. Канал растёт, а упоминаний этого канала в ТgStat или его рекламы в Тelegram ADS нет
Откуда подписчики? Боты, конечно? Не факт. Растить канал с помощью внешней рекламы бывает весьма выгодно. Перелив людей из Нельзяграма, ВКонтакте, YouTube, почтовой базы, рекламы в Яндексе не будет отражён в статистике. Шах и мат, определители.
4. Неравномерное распределение просмотров
Правильное распределение — во время выхода поста максимум просмотров, потом всё меньше. Если увидели, что потом на графике снова скачок — значит, влили ботов. Расстрою, но нет. Если дать в сторис ссылку на конкретный пост, после его выхода, через много часов, то график пойдёт вверх. Как если сделать рассылку в боте (как в ТГ, так и ВКонтакте) на этот конкретный пост.
5. Параболы и другие резкие приросты просмотров
Ещё один бред. Кто хочет, может зайти на мои каналы в ТgStat, которые НИКОГДА не накручивались, и заценить скачки просмотров. Ситуация простая: реклама в Тelegram ADS идёт на конкретный пост и он даёт много просмотров по сравнению с другими. Анонс лучших постов в сторис и рассылках тоже даёт вагон просмотров по сравнению с другими постами.
6. Ещё один фактор — есть рост подписчиков, но нет роста просмотров
Печально, но факт. Я вижу в последнее время очень много каналов, которые растут, но количество просмотров — нет. Ситуация такая может быть, если пришла опять-таки аудитория от блогера в Нельзяграм, подписалась, потом забыла про канал, потому что пришла по рекомендации, но контент не совпал с ожиданиями. И впоследствии аудитория стала зависать в Нельзяграм. Или была использована реклама с обязательной подпиской для получения лидмагнита. А бывает, что просто в рекламной кампании был использован кликбейт, и потом люди после первых нерелевантных для них постов отправляют канал в архив. Рост подписчиков есть, а просмотров нет.
Значит ли это, что определить накрутки невозможно?
Не значит. Во-первых, есть более точные маркеры, а во-вторых, всегда надо смотреть совокупность факторов. Если есть сразу 3-6 намёков, в том числе и перечисленных, то, возможно, накрутка действительно была. Плюс кое-что можно выяснить у админов. Например, попросить скрин рекламы в других каналах.