21 марта суд в Москве признал компанию Meta * экстремистской организацией, это значит, что ее деятельность на территории РФ запрещена, на ведение коммерческой деятельности тоже введен запрет.
Могут ли теперь посадить обычного пользователя? Законно ли бизнесу и блогерам размещать рекламу в Facebook ** и Instagram***, попадут ли они под статью о поддержке экстремистской организации?
Например, в Китае запрет на них действует уже в течение 10 лет, но допустимо использование VPN, и за ведение соцсетей, в том числе с VPN, не было никаких наказаний. А публикация, поддержание аккаунта и ведение сторис — вполне правовые действия.
Но как это все будет работать в России?
1. Если Meta * уже признана экстремистской организацией, то ей сейчас можно пользоваться?
Решение суда уже вступило в силу, но пользоваться сервисами пока можно, так как в списке экстремистских организаций на сайте Минюста она может появиться только после апелляции. У компании есть на это месяц.
2. Что делать обычным пользователям соцсетей? Они теперь поддерживают экстремистов?
Простое наличие аккаунтов может и не привлечь внимание, но ведение соцсетей может попасть под уголовную ответственность по статье 282.3 УК РФ об участии в деятельности экстремистской организации.
Хотя сенатор Андрей Клишас утверждает об обратном и говорит, что за использование площадок пользователям ничего не грозит.
3. Что делать бизнесу с контентом в соцсетях?
Пока работать в привычном режиме, размещать посты и сторис, но при этом тщательнее обдумывать содержание и держать в уме все вышедшие за последнее время законы и предписания.
4. Таргетированная реклама: можно покупать, нельзя, ходить по тонкому льду?
Статья 282.3 УК РФ как раз описывает финансирование экстремистской деятельности, сбор средств или оказание финансовых услуг такого рода организациям.
Это значит, что покупка таргетированной рекламы под нее попадает. И тогда это — большие штрафы, принудительные работы или реальный уголовный срок. Соответственно, даже если ее разблокируют, пользоваться вы ей не сможете.
5. Реклама у блогеров — они теперь все экстремисты?
Еще один спорный момент, который вызывает много вопросов.
Если блогер размещает рекламный контент (посты, сторис) на экстремистской площадке — он ЕЩЕ обычный пользователь или УЖЕ человек, который финансово поддерживает запрещенную организацию? Ведь в этом случае площадка предоставляет место для зарабатывания денег, и тогда человек, который ей пользуется, автоматически становится ее пособником?
Пока очень тонкая и непроясненная грань между обычным пользователем (он тоже размещает контент, но не зарабатывает деньги на платформе) и блогером (он размещает контент, но ЗАРАБАТЫВАЕТ деньги на платформе).
Если пользователям ничего не грозит, то как быть блогерам? Пока все очень непонятно.
6. Логотипы Facebook**, FB ** Messenger и Instagram *** теперь запрещены?
Да, теперь это элементы экстремистской организации, их нужно убрать со всех сайтов и страниц.
Теперь любая демонстрация символики на каких угодно носителях может стать основанием для привлечения к административной ответственности до 15 суток ареста (статья 20.3 КоАП РФ).
7. Нужно ли будет при упоминании Meta * ставить маркировку об ее статусе?
Роскомнадзор предписывает маркировать в СМИ Meta*, Instagram *** и Facebook ** как организации, деятельность которых запрещена на территории России.
Итак
Meta * — экстремистская организация, таргетированная реклама — пока всё, реклама у блогеров под большим вопросом, маркировка нужна, логотипы убираем, пока пользуемся сетями в обычном режиме, но тщательнее обдумываем подачу каждой единицы контента.
* Meta, признана экстремистской организацией в России
** Facebook, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России
*** Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России